Кризис идентичности

Начиная с конца XVIII века тема двойничества завораживает человеческую мысль. Подвергнув сомнению саму возможность адекватного воспроизведения реальности нашей психикой, философия субъективизма разделила весь мир на два полюса: «Я» и «не-Я», познающее сознание и познаваемую действительность. Однако процесс познания больше напоминал разглядывание своего отражения в гигантском зеркале Вселенной: куда бы человек ни взглянул, всюду он видел антропоморфные формы – ведь мы не можем смотреть на явления мира с точки зрения муравья или летящего в пространстве метеорита. И чем больше человечество отдавало себе отчёт в том, что сами по себе феномены остаются принципиально непостижимой «вещью в себе», тем больше идея мира, как неотличимого двойника человека захватывала писателей и мыслителей.

В фильме «Двойник» («The Double», 2013), являющимся вольной экранизацией одноимённой повести Фёдора Достоевского, эта тема рассмотрена скорее иронически: способный и трудолюбивый, но неудачливый, скромный, не умеющий выгодно подать себя и свои идеи начальству Саймон Джеймс (Джесси Айзенберг) оказывается лицом к лицу со своей диаметральной копией. В его офисе появляется как две капли воды похожий на него нагловатый, обаятельный и безответственный Джеймс Саймон, постепенно отнимающий у своего оригинала всё: похвалы начальства, любимую девушку и, в конце концов, само место в жизни. 

Явление двойника — это встреча с бессознательным, с той частью собственной личности, которую человек по какой бы то ни было причине игнорирует. Саймон, конечно, может добиться одобрения своего начальника, поскольку двойника хвалят за его собственный проект. В равной степени Саймон легко мог бы понравиться Ханне (Миа Васиковска), ведь именно его слова использует двойник, соблазняя девушку. Но какие-то внутренние механизмы не позволяют Саймону действовать как его антипод, и поэтому он вечно оказывается в проигрыше, до тех пор, пока зеркальный дубль не переходит всех возможных границ, буквально выталкивая Саймона из жизни. Тогда Саймон, наконец, находит остроумной способ избавиться от своего назойливого двойника: приковав его к кровати, он выбрасывается из окна, но с таким расчётом, чтобы ему успели оказать медицинскую помощь, в то время как двойник умирает от потери крови. 

В противоположность герою повести Достоевского, Саймон не уступает свою жизненную территорию «зловредному близнецу», а усваивает этот своеобразный урок. Дубликат Саймона выныривает из глубин его психики для того, чтобы показать своему неудачливому оригиналу, каким он должен стать. И в известном смысле это удаётся: увидев самого себя глазами своего перевёртыша, Саймон оказывается способен оценить собственные недостатки и слабые места. Признав достоинства противоположного типа поведения, Саймон осознаёт, что и сам может быть решительным и изобретательным, что позволяет ему победить и воспользоваться преимуществами своего более жизнеспособного варианта.

В шутливой форме фильм предлагает поразмышлять о том, что враждебные гримасы реальности очень часто оказываются, по сути, доброжелательными подсказками, указаниями верного пути. Кошмар ожившего отражения становится для Саймона сеансом шоковой психотерапии, облегчившим отказ от переставшей функционировать модели жизни и толкнувшим к новой самоидентификации.

«Двойник» («The Double», Великобритания, 2013). По одноимённой повести Фёдора Достоевского. Режиссёр Ричард Айоади. В ролях: Джесси Айзенберг, Миа Васиковска, Уоллес Шоун, Ясмин Пейдж.

Оставьте комментарий